20 ноября в Ульяновске прозвучит одно из наиболее популярных музыкальных произведений ХХ столетия – кантата «Carmina Burana» Карла Орфа. Читайте наш канал в TelegramПодписаться
На сцене Драматического театра им. И.А. Гончарова ее исполнят Московский государственный академический камерный хор (Хор Минина) и Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский» под управлением художественного руководителя и дирижёра оркестра Андрея Данилова. Сольные партии исполнят солисты Самарского государственного академического театра оперы и балета им. Д.Д. Шостаковича Давид Погосян (тенор), Владимир Боровиков (баритон) и солистка «Ленинского мемориала» Елена Рождественская (сопрано).
Концерт состоится в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны».
«Carmina Burana» Карла Орфа – уникальное явление мировой культуры, настоящий музыкальный бестселлер, история которого полна противоречий и загадок. Мистический характер этой музыки и ее практически современная ритмичность предопределили ее частое использование в популярной культуре. Отрывки из «Carmina Burana» звучат в таких кинолентах, как «Девятые врата» Романа Полански и «Реквием по мечте» Даррена Аронофски, открывали концерты Майкла Джексона и Оззи Осборна, использовались в рекламах мировых брендов
Созданная в академическом жанре кантаты на текст средневекового манускрипта, «Carmina Burana» сегодня уверенно удерживается в топ-10 самых узнаваемых и цитируемых мелодий мира. А первый номер произведения – хор «О, Фортуна» — можно смело назвать одной из музыкальных эмблем XX века.
Основу средневекового текста, положенного в основу произведения, составляет обращение к древнеримской богине удачи Фортуне. Художники средневековья рисовали ее в виде колеса, по ободу которого следует человек. В разных частях круга обозначены надписи: «Я царствую» — «Я царствовал» — «Я без царства» — «Я буду царствовать». Фортуна крутит это колесо, сопровождая ход повествования – от ликования к печали, от трагедии к триумфу.
Предопределенный ход колеса и самой судьбы Карл Орф воплотил в завораживающей магии ритмов и метрики стиха, привлекая к исполнению кантаты помимо симфонического оркестра мощный состав ударных инструментов (17 разновидностей!) и хор. Также в исполнении кантаты заняты три солиста – баритон, тенор и сопрано, тембры голосов которых добавляют музыкальному полотну еще больше красочности.
Кантата была создана композитором с еврейскими корнями в Германии в 1935—1936 годах, и, казалось бы, была обречена на забвение, но прозвучала во Франкфурте-на-Майне в 1937 году. Обращение к теме судьбы с ее неожиданными поворотами стало во многом пророческим. Сегодня, спустя более чем 85 лет со дня премьеры, мы отчетливо видим, как крутилось Колесо Фортуны в ХХ веке.
Информация предоставлена
пресс-службой ОГАУК «Ленинский мемориал»
Источник: muzklondike.ru