Медуза Горгона, медведи на велосипеде и девушки-джигиты. Саратовский цирк имени братьев Никитиных с 19 по 22 октября собрал на своем манеже девушек, работающих во всех жанрах. 143 циркачки демонстрировали лучшие номера, чудеса дрессуры, эквилибра, акробатики, клоунады, гибкости, выносливости и бесстрашия. Впервые за многие годы жюри фестиваля вручили Гран-при. Его получил номер гимнасток из Монголии — «Коллективный каучук». «Известия» побывали на фестивале и оценили смелость и отчаяние не слабого пола.
Медвежья хватка
Негласно «Принцессу цирка» именуют профессиональным конкурсом красоты. Девушки одна другой краше приехали в Саратов. Чтобы увидеть их не только на проволоке, но и в несвойственном жанре — джигитовке, приехали зрители со всей России. Билеты от 400 до 2900 рублей были проданы, как только появились в продаже.
— Первым делом у нас спрашивали: «А какие животные будут?» — рассказали «Известиям» в кассе Саратовского цирка. — Если в представлении есть хищники — это залог успеха.
В программе фестиваля были заявлены дрессированные медведи и лошади. Такшантовы — известная династия дрессировщиков медведей. Алия Такшантова, представлявшая Россию на фестивале, говорит, что она росла в опилках. Цирк — ее жизнь, дом, семья. А медведей невозможно заставить делать трюки. Они работают играючи. Как бы не злились зоозащитники и не рассказывали страсти про насилие на манеже. За получившийся кульбит или прыжок животное получает яблоко или печенье.
Алия Такшантова с медведем
Фото: пресс-служба Росгосцирка
— Медведи попадают к нам в руки маленькими, для меня они как дети, — говорит дрессировщица. — У меня есть уникальная медведица, Умка. Я ее вырастила с 11 дней.
Как говорит дрессировщица, ее дети не заморачиваются, исполняя трюки. Они получают удовольствие, катаются на велосипеде, прыгают через препятствия, бросают мяч в корзину и даже играют на трубе и на губной гармошке. Если зверей принуждать к этому, на каждое действие будет дан медвежий отпор.
Послание из космоса, слоны из Италии, тигры из Гватемалы, акробаты из зоны СВО
Бывает, что медведи устраивают драки. Поводом становится банальная ревность. Одну медведицу поцеловали, а как же я. Надо всех обойти и поцеловать. Иногда начинаются схватки, и дрессировщик растаскивает. Самое опасное — схватить в этой драке не за шерсть, а за намордник. Он может расстегнуться, и тогда медведи могут укусить даже дрессировщика. Но конфликтов она не допускает. А своих артистов Алия приучила заканчивать номер подношением цветов дрессировщице.
Татьяна Запашная
Фото: пресс-служба Росгосцирка
Фестиваль — площадка для демонстрации последних достижений в области циркового искусства. Это единственный в мире женский отраслевой конкурс, что делает его поистине особенным и уникальным. Фестиваль собрал лучших артисток из Перу, Мексики, Германии, Вьетнама, Франции, Казахстана, Эфиопии, Монголии, Греции, Бразилии, Китая, Кыргызстана и России. Столь же представительным было и жюри. Оценивали участниц по 10-балльной системе. Жюри конкурса ставило баллы за мастерство и отдельно — за артистизм и зрелищность. Максимально конкурсанты могли набрать 20 баллов. По словам председателя оргкомитета конкурса Сергея Белякова, чем сложнее трюк, тем выше оценка. А выбрать было непросто.
— Отборочная комиссия получила 295 заявок от участниц из 25 стран. И это абсолютный рекорд фестиваля, — добавил Сергей Беляков. — За четыре дня фестиваля зрители увидели 23 уникальных цирковых номера в исполнении 143 участниц.
В программе «Акварель» — воздушные номера в фонтане, лучшее клоунское трио России и герои полотен Марка Шагала
Цирк — женское дело
Саратов — колыбель отечественного циркового искусства: именно здесь 150 лет назад открылся первый русский цирк. В дни фестиваля он отметил свой юбилей. На этом манеже впервые вышел с хищниками и Эдгард Запашный. И для племянниц народного артиста Саратов стал открытием в их карьере. 13-летняя Ева и 12-летняя Эльза Запашные въехали в манеж верхом. Юные наездницы — участницы уникального номера «Девушки-джигиты». Девочки были нацелены на победу. Перед началом фестиваля бабушка Татьяна Запашная, которая вошла в жюри конкурса, призналась, что никаких поблажек внучкам от нее не будет. «Как отработают, так и оценю», — резюмировала она. Девочки фамилию не посрамили. Представительная коллегия отдала джигитам первую премию. Денежный эквивалент 100 тыс. рублей. Такого номера нет ни в одном цирке. Смелые наездницы постарше делали кульбиты, на скаку пролезали под лошадью, возвращаясь в седло. И всё это они делали в полумраке. Чтобы софиты не били в глаза лошадям.
Номер «Девушки-джигиты»
Фото: пресс-служба Росгосцирка
Как говорит Эдгард Запашный, девушки в каких-то дисциплинах даже сильнее мужчин.
— Несколько лет назад в Саратов приезжала гимнастка из города Маркс, — вспомнил генеральный директор «Армони Организацион» (Турция) Ахмет Экщи. — У нее был номер «Каучук». После конкурса она отправилась в Турцию на гастроли. Была там несколько раз. А сейчас работают в Цирке дю Солей. Вот то, что она делает, не подвластно ни одному мужчине.
Как признался Ахмет Экщи, в цирках Турции есть и артисты, которым неуютно в своем теле. Они совершили камингаут и изменили пол. «Трансгендеры, в принципе, могут быть в цирке. Но в женском конкурсе их участие не уместно. Я считаю, что женщины в цирковом искусстве на шаг опережают мужчин», — уверил турок.
Первое интервью «Мисс Россия – 2023» — о предчувствии победы, планах на денежный приз и мужчине мечты
— Среди 7 тыс. человек, работающих в Росгосцирке, нет ни одного трансгендера, — уверен глава компании Сергей Беляков. — Все-таки это искусство настоящее, без подмен. И поверьте, жюри фестиваля было из кого выбрать.
А участница из Франции Марина Джессика Селин Дюран поэтому и приехала в Россию, что в Европе подобного конкурса «только для женщин» не существует. Она с рождения ходит по туго натянутой проволоке. Она из цирковой династии. Работая в цирках Франции, Великобритании, Бельгии встречала трансгендеров. Они ничем стараются не выделяться и не требуют никаких поблажек к себе. В Европе к таким артистам относятся терпимо. «Лишь бы были счастливы», — говорит Марина.
Гимнастка Марина Джессика Селин Дюран
Фото: пресс-служба Росгосцирка
Вот с чем в России напряженка, так это с клоунессами. В Саратов приехали только две. Одна из девушек работала как чревовещательница. Зато посол Мексики в России Эдуардо Вильегас Мехиас, приехавший оценивать циркачек, рассказал «Известиям», что на его родине с этими артистами проблем нет. «Лучшие клоуны работают в Мексике. И девушек среди них немало», — рассказал посол.
Не смотря на санкции, которые коллективный Запад объявил против России, ни один из артистов не отказался приехать к нам. Кроме того, они уверяли, что русский цирк столь уважаем во всем мире, что это честь побывать хотя бы участником в программе. Их не остановила даже неудобная логистика. Чтобы прилететь в Саратов, многие сделали пересадку в Турции или в Арабских Эмиратах.
— Зато Куба не отменяла Россию, и из Латинской Америки можно лететь прямыми рейсами до Москвы, — внес ясность Эдуардо Вильегас Мехиас.
Во второй день квалификации определилась восьмерка финалисток индивидуального многоборья
За волосы и к небесам
Специально к фестивалю подготовлено и много абсолютно новых номеров, которых еще не видел ни один манеж в мире. Гимнастка на волосах Майна Фернандес Ямачи из Бразилии удивила всех, когда ее за косу подвесили над манежем, а она еще делала разные кульбиты в воздухе, раскручиваясь в полете, изгибаясь. После преставления девушка поделилась секретом крепких волос. Есть мало сахара, пить селен, витамины C и D. Для ее волос изготавливают специальный комплекс. Но волосы она старается мыть натуральными средствами: желтком и медом. Конечно, всех тонкостей девушка не рассказала, но призналась, что волосы, выпадают. И боль она ощущает только по окончании трюков, а до этого испытывает состояние полета в воздухе.
А гимнастка на корд де пареле Ребекка Спигель из Германии призналась, что трюки вошли в ее жизнь всего пять лет назад. Она поехала в путешествие по Латинской Америке и там познакомилась с цирковой труппой. Они и научили ее силовому мастерству. И вот она уже в России на Международном фестивале, участвует наравне с «детьми из опилок».
А номер на шарах от продюсерского центра Гии Эрадзе — групповые хулахупы «Арабески» — и вовсе не имеет аналогов в мире. Девушки на шарах крутят обручи, жонглируют ими. И получили за это золото фестиваля.
Групповые хулахупы «Арабески»
Фото: Пресс-служба Росгосцирка
От «Королевского цирка Гии Эрадзе» был зрелищный номер «Горгона» в исполнении воздушных гимнасток. Продюсер не скупится на роскошные костюмы своих артисток и на балет. Девушки заняли третье место.
Один из самых красивых номеров фестиваля — «Свобода лошадей» под руководством Екатерины Венегас (Россия). Ее черные и белые кони в сбруе, украшенной стразами, танцевали на манеже, ходили в шахматном порядке, кланялись зрителям, вставали на дыбы без какой-то команды дрессировщицы. Она просто прогуливалась рядом с ними в манеже. Екатерина Венегас получила бронзу. А эквилибр в исполнении маленькой хрупкой Илинг Ши оценили еще выше. За кулисами эту гимнастку посчитали восьмилетней. А оказалось, что ей уже 18. Девушка стала обладательницей серебряной медали. Такую же награду вручили дрессировщице медведей Алие Такшантовой.
Поможет ли это индустрии и зрителям
Впервые и только на IX Международном фестивале вручили Гран-при. Его получили гимнастки из Монголии с номером «Групповой каучук». В неоновых костюмах девушки вышли на арену и началась магия. Гуттаперчевые девочки буквально завязывались в узел, в стойке на руках катались на гироскутерах, а в финале вообще собрали пирамиду — на этих самокатах.
Гимнастки из Монголии с номером «Групповой каучук»
Фото: Пресс-служба Росгосцирка
Глядя на то, как Россия может принимать фестивали в условиях ограничений, руководитель цирковой компании «Армони Организацион» Ахмет Экщи договорился с министром культуры Турции о проведении большого фестиваля международного уровня в Стамбуле. Событие состоится в 2024 году, партнером его станет Росгосцирк. А директор Луганского государственного цирка Дмитрий Касьян таит надежду, что в следующем году на его родной земле возродится детский фестиваль «Цирковое будущее», который существовал на протяжении 20 лет. Хороший пример оказался заразителен.
Источник: iz.ru